Image description

01/09/16
Сергей Янковский «Прыжок в свободу»

Как возникла идея создания такого спектакля?

Продюсер и автор идеи – Ольга Обуховская. Она предложила мне этот проект о Рудольфе Нурееве, увидев мою небольшую команду «танцующих актеров» на одном мероприятии.

Вы сразу приняли это предложение? Вам уже был близок образ Нуреева?

Нет. Как и любой среднестатистический человек, не относящийся к балету, я, конечно, только слышал имя Рудольфа Нуреева. Но я еще не представлял, кем он был и что это был за «прыжок в свободу», «побег из ле Бурже». Потом, когда я начал погружаться в его историю, мне стало безумно интересно, передо мной открылся мир балета. Он очень закрытый, но когда попадаешь в его пределы, он потрясает.

«Премьера второй части нашего спектакля состоится 11 февраля в Петербурге».

Скажите, пожалуйста, какими материалами Вы пользовались, когда выстраивали образ Нуреева?

Легче, наверное, сказать, какими материалами я не пользовался (смеется). Всеми, которые смог найти! Но главным, конечно, были люди, которые знали Нуреева. Например, мы общались с Аллой Осипенко, его партнершей, которая была там, на тех гастролях, когда он убежал.

Также очень много рассказал Олег Михайлович Виноградов, который горячо поддерживает наш спектакль. Олег Михайлович – руководитель Мариинского театра. В 1989 году, когда уже рушился режим, именно он привез Нуреева в Петербург. Они вместе учились в Академии им. Вагановой в классе Александра Пушкина и на протяжении всей жизни (насколько им позволяло КГБ, конечно) продолжали общаться. Во время этого приезда в Россию, который стал огромным событием, Нуреев очень много рассказал Олегу Михайловичу, и этих сведений нет ни к одной книге. Мы используем их во второй части нашего спектакля, премьера которого состоится 11 февраля в Петербурге.

Сергей, поговорив со многими людьми, которые знали Нуреева, изучив обстоятельства его жизни, Вы можете понять и принять его побег? Ведь многие на Родине сочли это предательством.

В отличие от Михаила Барышникова, Рудольф Нуреев – человек импульса. Он порывистый, как истинный татарин, который может совершить поступок прежде, чем обдумает и осознает его последствия.

Я слышал, что, после громкого успеха гастролей Кировского театра, ему сразу предлагали остаться, и тогда он ничего не ответил. Но, когда в аэропорту ему сказали, что он не летит дальше на гастроли в Лондон, а возвращается в Москву, он решился на это. Он совершил свой «прыжок в свободу».

При этом ВВС в последнем документальном фильме, который сейчас выходит на экраны, пытается представить другую версию событий. Будто бы это был обдуманный шаг, да еще инспирированный рядом лиц из высшего советского руководства…

Видимо, они просто хотят сделать историю более детективной. Я говорил, например, с Владимиром Реном. Он тоже был на нашем спектакле – они с Нуреевым были достаточно близкими друзьями, он даже оплачивал часть стоимости удивительной могилы Нуреева, которая расположена на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. И он утверждал, что никакого плана не было.

Но, в целом, Вы признаете право художника бежать, когда становится невозможно творить?

Конечно. Он открыл для себя новые горизонты, получил почти безграничные возможности, но ведь был и огромный риск. Руководство Франции, конечно, не хотело ссориться с СССР, и поначалу его ведь никуда не взяли.

«С точки зрения танца Нуреев был совершенно всеяден, ему все было интересно, и всего мало».

Илзе Лиепа очень высоко оценила Вашу подготовку к балетным сценам в спектакле. Как Вы готовились? Неужели ходили на балетный класс?

Ходил, хожу и буду ходить! И всем рекомендую. Но, на самом деле, в спектакле нет фрагментов классического танца, которые я должен исполнять. Есть сцена урока, но она поставлена профессиональными педагогами с учетом моих возможностей. Конечно, я регулярно занимаюсь с педагогом из Михайловского театра, который корректирует мои ошибки. Кстати, сегодня несколько номеров исполнят солисты этого театра, как всегда, на высочайшем уровне. Помимо этого, как-то сама Алла Осипенко ставила мне руки!

Спектакль идет с 2007 года, то есть Вы продолжаете поддерживать себя в форме все это время?

Да, все время, без остановки.

То есть Вы действительно сроднились с балетным миром?

На самом деле, все началось с чечетки, которой я давно уже занимаюсь. В спектакле я исполню пару небольших фрагментов, ведь Нуреев тоже танцевал чечетку! Если Вы посмотрите фильм Рудольфа Валентино, то увидите, как прекрасно он ее исполнял! С точки зрения танца он был совершенно всеяден, ему все было интересно, и всего мало.

Сергей, после такого погружения в мир балета, можете сказать, что прониклись им, полюбили балет?

Да, для меня открылся этот вид искусства. Я наконец-то нашел к нему ключ. Во-первых, я понял, какой это безумный труд. Во-вторых, я наконец-то прочувствовал возвышенную красоту, которая заключена в нем. Ведь драматические артисты часто не понимают балет, критикуют танцоров за странную манеру игры, напоминающую немое кино. Но ведь нужно смотреть не на это, а на красоту форм, совершенство исполнения! Поэтому у балета настолько восторженная публика, что совершенно несвойственно публике театральной. Даже средний балетный спектакль проходит при таких овациях, которых почти никогда не удостаивается драматический.

Ваша любимая постановка?

Классический набор: «Жизель», «Корсар» и, конечно, «Лебединое озеро».

В таком порядке?

Можно чередовать (смеется).

Каким будет будущее этого спектакля? Вы несколько минут назад впервые озвучили, что скоро состоится премьера второй части “Прыжка в свободу”?

Мы долго обсуждали с прокатчиками и продюсерами, как осуществить эту идею. Изначально нас на нее сподвиг Олег Михайлович Виноградов. Мы написали сценарий, и два года он просто лежал в столе. Недавно удалось все-таки поставить продолжение, и мы решили, что первая часть (прим.ред. «Прыжок в свободу») в сокращенном виде, до одного часа, станет первым отделением, а вторая часть – соответственно вторым, чтобы зритель мог за один вечер увидеть всю историю Рудольфа Нуреева.