27/10/20
Джо Линн Тернер: "Я попал в Rainbow как в кино"
Знаменитый американский рок-вокалист Джо Линн Тернер пел в группе Rainbow, выступал и записывался со шведским гитарным виртуозом Ингви Мальмстином, а в 1990 году даже записал один альбом с Deep Purple - Slaves and Masters, который до сих пор явно недооценен.
Также Тернер, как автор песен и вокалист, работал со многими знаменитыми поп-певцами: Майклом Болтоном, Бонни Тайлер, Билли Джоэлом и другими. Несколько лет назад Тернер организовал группу еще с одним легендарным для рок-музыки человеком, басистом и вокалистом Гленном Хьюзом. Их коллектив, незатейливо названный Hughes-Turner Project, в минувшие выходные выступал в Москве.
Накануне концерта Хьюз и Тернер, замышляющие некий «российский проект», посетили московскую студию «Петростудия», где Джо Линн ТЕРНЕР ответил на вопросы нашего корреспондента Александра БЕЛЯЕВА.
- Джо, каким образом сложился ваш проект с Гленном?
- Несколько лет назад у меня был тур по Японии. Для этого тура мне нужен бас-гитарист, так как басист моего коллектива Грег Смит в тот момент выступал в группе у Элиса Купера. А мне требовался хороший басист и чтобы пел по-английски. Вдруг мне пришла в голову идея, что Гленн - именно такой человек. Я сказал об этом японцам, давайте, говорю, пригласим Хьюза. Японцы начали надо мной смеяться, дескать, это нереально, чтобы сам Хьюз выступал просто как басист. Но я сказал: «Подождите минутку», взял телефон, позвонил Гленну и получил его согласие.
- Почему он согласился?
- Потому что он мой друг, и это было с его стороны одолжением. Мы познакомились 20 лет назад, а потом постоянно пересекались в разных концертах, в Лос-Анджелесе, в Швеции. (Кроме того, и Хьюз, и Тернер, прошли через Deep Purple, правда, играли в этом коллективе в разное время. - А.Б.).
- Какова была программа концертов японского тура?
- Так как это был мой тур, посвященный альбому Holy Man, то и исполнялись в основном эти песни. Ну и еще кое-что из Rainbow. Гленну я дал сольный кусок в концерте, в котором он играл свои классические вещи периода Deep Purple - Mistreated, дуэтом мы пели Burn... Короче, турне прошло с оглушительным успехом: японцам это дело так понравилось, что они предложили нам контракт на запись альбома. Два диска вышли в Японии, потом были переизданы в Европе. Сейчас в нашем концерте в основном звучат вещи с этих двух Hughes-Turner Project, ну и «классика» конечно тоже - люди ведь хотят слушать вещи Deep Purple и Rainbow.
- Вы до Rainbow, в общем, не пользовались широкой известностью. Как вы попали в этот коллектив?
- Это забавная история. Как будто придуманная для фильма «про рок-звезду». Я тогда жил в Нью-Йорке в однокомнатной квартире. Моя группа Fandango развалилась: хотя мы выпустили четыре альбома, все они провалились. Так вот, мне просто позвонили, и я узнал, что на следующий день мне назначено прослушивание в группе Rainbow. Я пошел, и меня взяли. Потом мы с Блекмором стали друзьями.
- Я видел видеозаписи концертов Rainbow, где вы не только поете, но и играете на гитаре...
- Да, я единственный музыкант, кто когда-либо играл на гитаре на одной сцене с Блекмором! Об этом мне сам Ричи сказал. Ричи мне разрешал даже играть небольшие соло. Такая честь. Один раз вообще был такой случай. Шел очередной наш концерт, Ричи на что-то разозлился, вспылил, бросил свою гитару об пол и ушел за кулисы. Я тогда просто взял гитару и начал наигрывать вступление к Smoke On The Water. В общем, мы исполнили всю песню, а Ричи потом мне сказал: "Окей Джо, ты очень хороший гитарист, но это последний раз, когда ты играешь Smoke!"
- Почему вы не пели на альбоме Stranger In Us All, когда Rainbow возродились в 1996 году?
- Там в результате пел Дуги Уайт, Ричи его позвал. Но зато тот состав Rainbow - это ведь моя группа! Все американцы, Грегг Смит и Джон Райли, те, кто составлял мой сольный проект. Ричи их позвал, а меня - нет. Он, кстати, тогда жил недалеко от нас - на Лонг-Айленде.
- Единственный альбом Deep Purple, где вы пели, Slaves And Masters, сильно недооценен...
- Знаете, что я вам скажу? Не надо его недооценивать. Это очень хороший альбом. В нем нет «проходных» вещей, очень тщательно отобран материал, альбом очень цельный. Он отличается от всего, что когда-либо делали DP...
- Собственно, в этом основная суть претензий фанов, якобы «это не Deep Purple».
- Ну и что? А тогда что Deep Purple? Вы слышали их новый альбом?
- Разумеется. Bananas - хороший диск.
- Хороший, но это не Machine Head! Со мной они заиграли несколько другую музыку, получили новое направление... Но я прекрасно понимаю, что Slaves And Masters нравится только двум людям в группе - мне и Ричи, который вообще считает этот альбом чуть ли не лучшим из DP! А Джон Лорд, Ян Пейс и Роджер Гловер... им просто не хватало Яна Гиллана. Я люблю Яна Гиллана, он мой любимый вокалист, но я - не он, и сразу сказал, что «как он» петь не буду.
- В альбоме Slaves And Masters также очень хорошие тексты...
- Я написал всю лирику для альбома, а первый хит, King Of Dreams, вообще содержит всякие аллюзии к раннему творчеству Deep Purple. Строчка «Я плавный танцор/Я мужчина фантазий» - намек на песню Smooth Dancer (с альбома 1973 года Who Do We Think We Are. - А.Б.). В первой строчке - «Мне не важно, прав я или нет/.../Не важно, понравится ли вам моя песня» - я как бы обращаюсь к другим участникам Deep Purple. Ну и так далее, много «внутренних шуток». Когда я показывал им свою песню, Ричи насторожился: «Скажи-ка, а кто это - king of dreams, король мечты?» Я подумал, и говорю: «Да мы оба. Я и ты - мы и есть этот король мечты!» Вообще, рок-н-ролл - это такая мечта, вера... и «король мечты» на самом деле кто угодно: я, ты, публика в зале.